ru
РУССКАЯ ЛИТ-РА
Статьи
Профиль
Избранное
Пушкин Александр Сергеевич

Пушкин Александр Сергеевич

Сказка о рыбаке и рыбке

Однажды поэт Арсений Тарковский сказал: «Нет загадки более трудной, более сложной, чем загадка Пушкина… Очень многое у Пушкина – тайна за семью замками».
Это правда. За нарочитой простотой многих пушкинских произведений кроется многослойная, полная смыслов глубина, открывающаяся тому, кто не поленится перечитать их еще и еще раз. Вот, казалось бы, детская сказка Пушкина о сварливой и ненасытной старухе и ее добряке-подкаблучнике муже, которому повезло поймать рыбку, исполняющую любое желание. О чем эта сказка? О том, что чудеса случаются, и, как правило, с простодушными, доверчивыми и чистыми людьми? Да, в частности, об этом. О том, что нет предела человеческой жадности? Да, об этом тоже. О том, что чем выше забираешься, тем больнее падать? И об этом. А может, она о том, что поощрять в близком человеке ненасытность и не давать ей отпора – такой же грех, как и самому страдать этой ненасытностью? Ну конечно. Или она о том, что неблагодарность – худший из пороков? Да. Как и трусость, которая заставляет старика покорно брести на конюшню, куда послала его служить зарвавшаяся жена, а потом – с очередной постыдной просьбой – к Золотой Рыбке.
Но это все на поверхности. А вот почему Пушкин подчеркивает, что жили они в своей землянке у самого синего моря ровно тридцать лет и три года? И почему символом всемогущего добра 34-летний, уже отказавшийся от юношеского вольтерьянства Пушкин выбрал рыбу, а не, скажем, дерево, как в похожих сказках? Почему дважды приходит заброшенный невод то с тиной, то с травою морскою? Какой смысл заложен в подчеркивании надвигающегося шторма, признаки которого усиливаются с каждым новым приходом старика, хотя пейзажные картины вообще чужды русским сказкам? Словом, чем внимательнее читаем мы «простую» сказку, тем чаще возникают удивительные догадки и параллели, тем больше мы находим «неслучайностей» вроде разбитого корыта – символа кары за хамство и неблагодарность, – про которое нынче знают даже те, кто никогда ничего не читал. А потому что «многое у Пушкина – тайна за семью замками».